ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМОВ
Сайт главного архитектора «АХМДМ» Никитина Константина Валерьевича
Контакты: тел. главного архитектора: 8-916-450-04-39, e-mail: arhmaster@yandex.ru

Новгородско-Псковская архитектурная школа

Новгородско-Псковская архитектурная школа - направление в древнерусской православной архитектуре, имевшее большое распространение Новгороде (ныне Великий Новгород) и Пскове, а также их окрестных землях.
Характерные особенности Новгородско-Псковской архитектуры заключаются в объемно-пространственной структуре здания храма, а также в наборе и взаимном расположении декоративных элементов преобладающих в его внешнем оформлении.
Структурно Псковско-Новгородский храм чаще всего представляет собой кубическое сооружение, с завершением фасадов трехлопастной кривой или закомарами. Наиболее часто православные храмы этой архитектурной школы завершались одной главой на высоком световом барабане. В декоративном же плане, световые барабаны обильно украшались рядами арочек и поясами бегунца, а фасады храма имели разнообразные декоративные детали: оконные бровки, двухступенчатые ниши, сгруппированные по-два и по-три окна, пояски поребрика, зубчики, вмонтированные в нижние части стен поклонные кресты и пр.
Традиции Новгородско-Псковской православной архитектуры были заложены в середине XII века, когда в Новгороде был окончательно сформирован тип местного, небольшого уличанского храма с характерным набором своеобразных черт. Одним из самых известных памятников этого направления является Церковь Спаса на Нередице, датируемая 1198 годом - именно в этом величественном храме оказались объединены все ключевые особенности архитектурной школы, зародившейся в Новгороде.
В XIII веке новгородская архитектурная школа переняла существенное новшество от смоленских мастеров, работавших в Новгороде. Речь о трехлопастном завершении фасадов, которое, как нельзя лучше, дополнило лаконичный одноглавый объем новгородских храмов, придав образу окончательную завершенность и стилистическую цельность. Видимо от смоленских же мастеров берет свое начало и жизнерадостное, насыщенное декоративное оформление фасадов, которое стало характерной чертой новгородского уличанского храма и к концу 14 века достигло апогея в своем развитии.
В домонгольский период (12 век) традиции Новгородской архитектуры перешли и в город Псков, в те годы ещё не имевший собственных устоявшихся архитектурных практик, а потому эта пустующая ниша оказалась полностью занята новгородской архитектурой. Фактически, архитектура Новгорода и архитектура Пскова представляет собой две разные архитектурные школы, но в виду их крайней схожести, а также того, что псковская архитектура прямо происходит из новгородской, иногда их объединяют в единое региональное Псковско-Новгородское направление архитектуры.
Пик развития Псковско-Новгородской архитектуры пришёлся на XV век, но уже в самом начале XVI века это направление начало стремительно терять свои позиции как в Новгороде, так и в Пскове, уступая быстро набирающему популярность общерусскому стилю, базирующемуся на московских традициях. Хотя в Пскове местные традиции и продолжали существовать вплоть до XVII века.
Наиболее характерными представителями Новгородской и Псковской архитектуры являются соответственно церковь Спаса на Ильине в Новгороде (15 век) и Церковь Николы со Усохи в Пскове (начало 16 века).
Загрузка страницы: ...