ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМОВ
Сайт главного архитектора «АХМДМ» Никитина Константина Валерьевича
Контакты: тел. главного архитектора: 8-916-450-04-39, e-mail: arhmaster@yandex.ru

Проект храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Норильске

Проект храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Норильске
Автор проекта: Никитин Константин Валерьевич
Вместимость храма: 300 человек

Возможно заказать разработку похожего проекта храма. Подробнее про проектирование и строительство храмов можно узнать на странице "Построить храм - с чего начать" или при консультации со специалистом.

В архитектурный проект входит храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, а также примыкающее к нему с северной стороны здание Епархиального совета, в которое входит учебно-катехезический центр, офис архиерея на 2-м этаже и жилые помещения на 3-м этаже.
На территории храмового комплекса планируется открытая парковка для посетителей и закрытая служебная на юге от храма.
Храм одноглавый, с трёхлопастным завершением фасадов. Внутри бесстолпный. Основной объём храма квадратный, в плане 10 на 10 метров по осям. Храм завершается главой, находящейся на высоком световом барабане.
За счёт примыкающих с четырёх сторон к основному объёму галерей и апсиды, храм имеет выраженную уравновешенную центрическую форму. Центральные части галерей завершаются позакомарным покрытием, а по углам - двускатным.

Пояснительная записка

1. Общая часть.
В альбоме представлено объемно-планировочное решение проекта храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на 300 человек с примыкающим к нему зданием Епархиального Управления, включающее в себя офис правящего архиерея (II этаж), жилые помещения (III этаж) и учебно-катехизический центр (I этаж) по адресу: г. Норильск, ул. Мира, д.6, выполненный на основании:
- Задания на проектирование,
- Технического задания.

2. Генплан и благоустройство.
Площадка строительства Епархиального управления находится на месте снесённого здания пятиэтажки и расположена по красной линии улицы Мира, а с других сторон окружена жилыми зданиями и зданиями жилой инфраструктуры.
Размещение здания, его размеры, расположение проездов и площадок на территории произведено с учетом размеров и границ участка, местоположением улицы Мира, требованиям к ориентации православного храма. Здание Епархиального управления главным фасадом ориентировано на улицу Мира.
Помимо основного здания на территории запроектированы автостоянка на 30 автомашин для личного автотранспорта прихожан храма, стоянка для автомобилей причта (4 машиноместа), контрольно-пропускной пункт с автоматическими воротами, гараж на 2 автомашины, площадка мусоросборника, внутренний двор с элементами благоустройства и озеленения, а также теплый гараж с выходом непосредственно из здания.
За основу принят эскиз помещения, выполненный по поручению Заказчика и определяющий внутреннюю планировочную структуру помещения. Главной задачей является рациональное объемно-планировочное решение с формированием индивидуального внешнего облика здания.
Фасадные решения проработаны в вариантах. Из предложенных ранее вариантов в буклете представлен окончательный вариант, с облицовкой архитектурными деталями, выполненными из стеклофибробетона.

3. Здание Епархиального управления с храмом.
Храм одноглавый, бесстолпный, с трехлопастным завершением фасадов и одной трехчастной апсидой имеет центрическую форму за счет примыкания с четырех сторон и уравновешивающих друг друга апсиды и галерей, завершенных в центральной части позакомарным покрытием, а в углах двускатным. Основной объем квадратный в плане – 10х10 м (в осях) имеет трехлопастное покрытие фасадов и завершен единственной главой на высоком световом барабане. C востока к нему примыкает трехчастная алтарная апсида трехлопастного очертания в плане, а с западной, северной и южной – галереи одинаковых по высоте и архитектуре, причем, северная почти полностью закрыта примыкающим административным корпусом. Над северной галереей (над северо-восточным её компартиментом) поднимается пристенная звонница с тремя пролетами и небольшим набором колоколов. Звон осуществляется посредством как «механического звонаря», так и человека, ибо звонница обладает полноценным ярусом звона и площадкой звонаря, попасть на которую можно по лестнице стремянке с уровня хор. Завершается звонница стилизованным трехлопастным покрытием с крестом, повторяя мотив завершения основного объема. Все галереи полностью раскрыты в интерьер кроме северо-западного компартимента северной. Он отделяется от молельного зала глухой стенкой с южной стороны и прилавком с восточной, ибо в нем расположен свечной ящик с небольшой комнаткой хранения товаров. Северо- и юго-восточные компартименты галерей имеют выступы в виде полукруглых стенок (напоминающих апсиды) в плане. В этих выступах размещаются соответственно жертвенник и пономарка. Из этих помещений имеются выходы непосредственно наружу через тамбуры. Так же через эти тамбуры можно попасть на солею храма. В храме имеются хоры, попасть на которые можно по лестнице, расположенной в объеме административного комплекса. Помещения хор располагаются на втором ярусе галерей (на отм 3,7 м) и связаны между собой балкончиками, консольно выступающими в молельный зал. Храм имеет несколько входов. Помимо упомянутых (в пономарку и жертвенник) имеются еще три – с западной, северной и южной сторон. Снаружи перед входами (кроме северного) расположены невысокие лестницы в виде полукруглых крылец. С северной стороны в храм можно попасть непосредственно из административного корпуса.
В целях обеспечения маломобильных групп населения с южной стороны храма устроен пандус для инвалидов.
Стены основного объема храма монолитные ж/б, толщиной 40 см, стены притворов и апсид тоньше. Фасады расчленены плоскими пилястрами на три части. Гладь стены завершается вверху трехлопастными кривыми в виде профилированных карнизов, связывающих между собой лопатки и имеющих, помимо валиков и полочек, скоции. Оконные проемы с арочными перемычками заглублены в декоративные ниши и оформлены сложно профилированными багетами. Также в декоративной отделке фасадов применены приемы и элементы, характерные для архитектуры ренессанса (в основном в его северо итальянской реминисценции) конца 15 – 16 вв.: узорные профилированные карнизы и пояса аркатуры под карнизом барабана и апсиды, профилированный цоколь, резные розетки и медальоны, перспективные порталы и др.
Отделка стен – облицовка утепленных монолитных ж/б стен декоративными панелями из стеклофибробетона(или иного стеклокомпозита), имитирующими природный камень. Столярка из дерева хвойных пород, отделывается пенотексом, скобянка латунная, решетки кованные, красятся серебристо - черной краской. Мощение и облицовка крылец и лестниц из гранитных (терракотовых) плит.
Интерьер храма решается гранитным цветным полом несложного рисунка и белыми оштукатуренными стенами (в дальнейшем возможна роспись). Основной объем перекрывается системой сводов (монолитные ж/б) с отверстием в середине для светового барабана, что позволяет обойтись без промежуточных опор. Иконостас решается в виде невысокой алтарной преграды. Кровля медная. Глава и кресты с покрытием из нитрита титана – под золото.
Здание Епархиального управления непосредственно примыкает к северной стороне храма и функционально с ним связано (общая лестница, раздевалка, туалеты и т.д.), кроме того правящий архиерей и духовенство могут, не выходя на улицу, пройти непосредственно как в молельный зал, так и в его алтарную часть. Кроме того предусмотрена отдельная лестница с выходом на улицу из покоев правящего архиерея и зоны его рабочего офиса. Здание имеет Г-образную форму и четкое функциональное зонирование, отчасти повторяющее деление здания на этажи.
Также имеется трапезная с кухней, рассчитанная на максимальную загрузку 30 человек. Кухня неполного цикла (доготовочная) – пища главным образом подвозится в виде полуфабрикатов и разогревается.
Внутренняя планировка обеспечивает людям, долго находящимся в здании, вид на внутренний двор и храм.
Внешний облик здания является архитектурным продолжением храма и подчеркивает их художественную и функциональную связь.
Важнейшим фактором формирования объемно-пространственной композиции здания, отделки его фасадов является архитектурное окружение. Скучные постройки жилмассива, возведённые во второй половине двадцатого века, вынудили принять решение привнести в этот суровый северный край частичку тёплого солнечного юга. Создать архитектурный оазис, который притягивал бы к себе горожан своей жизнерадостностью, сомасштабностью человеку, необычностью своей архитектуры для этого края, тем самым сделав этот район одним из самых красивых и посещаемых уголков города.
В проекте выразилось стремление одеть, характерное для древнерусского зодчества, здание храма и административного корпуса в «одежды» архитектурной декорации северной и центральной Италии эпохи Возрождения, тем самым органично соединив жизнерадостные, «тёплые» формы итальянского возрождения с классическими приёмами древнерусской архитектуры, символизирующими незыблемость основ, святость традиций, что придало зданию строгость, торжественность и вместе с тем просветлённость образа.


Главный архитектор Никитин К.В.

ГАП Колесниченко М.А.
Загрузка страницы: ...