ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМОВ
Сайт главного архитектора «АХМДМ» Никитина Константина Валерьевича
Контакты: тел. главного архитектора: 8-916-450-04-39, e-mail: arhmaster@yandex.ru

Проект православного храма в честь Божией Матери в д. Скрылья.

Храм Божией Матери в д. Скрылья
Автор проекта: Никитин Константин Валерьевич
Вместимость храма: 400 - 450 человек

Возможно заказать разработку похожего проекта храма. Подробнее про проектирование и строительство храмов можно узнать на странице "Построить храм - с чего начать" или при консультации со специалистом.

Проектируемая церковь во имя иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» представляет собой, окружённый галереей, крестово-купольный храм, рассчитанный на 450 прихожан. В основу архитектурного образа храма положено особое направление развития древнерусской архитектуры конца 12 - начала 13 веков, когда, ещё не составляя общерусского архитектурного стиля, все древнерусские школы зодчества (в той или иной степени) почти единовременно перешли от статичных монументальных форм 12 века к башнеобразным, динамичным композициям построения объема, с насыщенными декором фасадами. Впоследствии этот период, это направление развития русского зодчества было названо Ворониным Н.Н. «Героической архитектурой» эпохи «Слова о полку Игореве», лебединой песней архитектуры домонгольской Руси. Именно это направление подхватила, собиратель русских земель - Москва, что воплотилось в создании ряда белокаменных храмов с башнеобразной композицией объема, горкой закомар-кокошников, в завершении увенчанных гордо вскинутой единственной главой на специальном постаменте. Одним из таких сооружений является Спасский собор Андроникова монастыря, построенный в Москве в первой трети 15 в г. Очевидно что он был не единственным подобным сооружением, так как сохранившиеся образцы раннемосковской архитектуры и ряд мнений исследователей этого периода говорят о том, что это была основная линия развития храма на территории Московского великого княжества, планомерно превращающегося в централизованное Русское государство.
Итак проектируемый храм имеет в основе, квадратный в плане, объём 10 на 10 м, перекрытый системой сводов без внутренних опорных столбов. Cо всех сторон он окружён равноотнесенными, от стен главного объема, галереями, которые с восточной стороны призваны увеличить площадь алтарной части, имеющей снаружи плавный трехлопастной абрис алтарной апсиды. С остальных сторон, галереи, по средством больших арочных проемов, раскрыты в интерьер основного объема и, таким образом, увеличивают площадь молельного зала. Храм имеет уровень хор, расположенный над западной галереей и во втором ярусе центральной части южной и северной галерей. Соединяются эти пространства посредством консольного балкончика, тянущегося по периметру южной, западной и северной стен. Попасть на хоры можно по Г-образной лестнице, расположенной в северной галерее. С запада к галереям примыкает ещё и трехчастный притвор, высота которого существенно ниже чем высота галереи. Основной же объём поднимается и над галереями и над алтарной частью. Его динамика и главенство в общей гармонии масс усилена трехлопастным завершением фасадов, в отличие от – позакомарного, более статичного завершения галерей. Венчается он высоким барабаном на специальном постаменте, окруженном ярусом закомар трехлопастного очертания, повторяющим подобное завершение фасадов основного объема. Барабан при этом окружен поясом кокошников, также с килевидным завершением, но более выраженным. Венчающий же здание барабан имеет в своем основании пояс закомар-кокошников, килевидность которых более выразительна относительно закомар постамента.
Таким образом храм представляет собой тип удлинённого, башнеобразного здания, где массы нарастают равномерно, от притворов и галерей через декоративный постамент к вытянутому барабану и куполу. Во избежание монотонности и однотипности повторяющихся элементов архитектуры, форме центральных закомар основного объема и постамента придана лёгкая килевидность, тогда как закомары, находящихся ниже, притворов и галерей, оставлены циркульными. Такой прием помогает плавному, ненавящевому нарастанию динамики от более статичного «низа» к более экспрессивному «верху», не доводя при этом саму динамику до логического предела. Фасады так же лишены чрезмерной экспрессивной динамики. Многоступенчатость перспективных порталов и разнообразные элементы декора из резного камня, полуколонки с капителями и базами, сложнопрофилированные карнизы, сочные фризы, декорированные резьбой, можно отнести к архитектурным приемам раннемосковсковского зодчества, которое во многом, продолжая «эстафету» эволюции владимиро-суздальской школы, выработало самостоятельный архитектурный стиль, являвшийся своеобразной квинтэссенцией развития домонгольской русской архитектуры. Можно так же добавить, что Серпуховская земля, являющаяся частью «ядра» Великого Московского Княжества, как никакая другая, подходит для воплощения в жизнь храмов с ярко-выраженными чертами раннемосковской архитектуры.
Загрузка страницы: ...