ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМОВ
Сайт главного архитектора «АХМДМ» Никитина Константина Валерьевича
Контакты: тел. главного архитектора: 8-916-450-04-39, e-mail: arhmaster@yandex.ru

Проект храма в честь иконы Божией Матери "Всецарица"

Храм Во имя иконы Божией Матери "Всецарица" в городе Александров, Владимирской области.
Автор проекта: Никитин Константин Валерьевич
Вместимость храма: 300-350 человек

Возможно заказать разработку похожего проекта храма. Подробнее про проектирование и строительство храмов можно узнать на странице "Построить храм - с чего начать" или при консультации со специалистом.

Церковь во имя иконы Божией Матери «Всецарица» представляет собой, окружённый галереей, крестово-купольный храм и рассчитана на 300 - 350 прихожан. В основу архитектурного образа храма положено особое направление развития древнерусской архитектуры конца 12 - начала 13 веков, когда, ещё не составляя общерусского архитектурного стиля, все древнерусские школы зодчества (в той или иной степени) почти единовременно перешли от статичных монументальных форм 12 века к башнеобразным, динамичным композициям построения объема, с насыщенными декором фасадами. Впоследствии этот период, это направление развития русского зодчества было названо Ворониным Н.Н. «Героической архитектурой» эпохи «Слова о полку Игореве», лебединой песней архитектуры домонгольской Руси. Именно это направление подхватила, собиратель русских земель - Москва, что воплотилось в создании ряда белокаменных храмов с башнеобразной композицией объема, горкой закомар-кокошников, в завершении увенчанных торжественно вскинутой единственной главой на специальном постаменте.
Итак проектируемый храм имеет в основе, квадратный в плане, объём 10 на 10 м (по внешнему промеру), перекрытый системой сводов (без внутренних опорных столбов), характерной для псковской архитектуры 14-16 вв. Cо всех сторон он окружён равноотнесенными, от стен главного объема, галереями, которые с восточной стороны призваны увеличить площадь алтарной части, имеющей снаружи плавный трехлопастной абрис алтарной апсиды. С остальных сторон, галереи, по средством больших арочных проемов, раскрыты в интерьер основного объема и, таким образом, увеличивают площадь молельного зала. При этом, в плане храм увеличивается до размеров 17 Х 23 м приблизительно. С запада к галерее примыкает ещё и трехчастный притвор, высота которого существенно ниже чем высота галереи. Основной же объём поднимается и над галереями и над алтарной частью. Его динамика и главенство в общей гармонии масс усилена трехлопастным завершением фасадов, в отличие от позакомарного, более статичного, завершения галерей. Венчается он высоким барабаном на специальном постаменте, окруженном ярусом закомар трехлопастного очертания, повторяющим подобное завершение фасадов основного объема.
Таким образом храм представляет собой тип удлинённого, башнеобразного здания, где массы нарастают равномерно, от притворов и галерей через декоративный постамент к вытянутому барабану и куполу. Своим ступенчатым, нарастающим объемом, проектируемый храм напоминает Спасский собор в Полоцке зодчего Иоанна и псковский собор Троицы (оба второй половины-конца 12 века), но его башнеобразность усилена подъёмом здания на высокий цоколь с каскадом лестниц перед входными порталами . Его декоративный верх с ярусами закомар как бы видоизменяет композицию Черниговского храма Пятницы нач. 13 века, и шире, храмов чернигово-северского круга начала 13 века. Торжественность и башнеобразность образа слегка оттеняет наличие пристенной звонницы над южным входом, попасть на ярус звона которой можно с уровня хор через люк по лестнице-стремянке. Фасады так же лишены чрезмерной экспрессивной динамики как чернигово-северские или смоленский храмы. Вместо пучковых, многообломных и сложнопрофилированных пилястр здесь применены обыкновенные плоские лопатки. При этом в поле верха стен между лопатками присутствуют не циркульные дуги, соединяющие внутренние края лопаток и повторяющие контур карнизов по обводу закомар, а многолопастные арки. Этот мотив, проникнув из Полоцка через Смоленск в Новгород, стал узнаваемой чертой декорации храмов Новгорода, а затем и Пскова 14-15 веков. Многоступенчатость порталов и разнообразные бровки над окнами, сгруппированными по два и по три, тоже можно отнести к архитектурным приемам, как смоленской школы, так и, во многом усвоившей их (через постройки смолян в Новгороде), новгородской.
Подводя итог обзору идейного образа и истоков архитектуры проектируемого храма, необходимо отметить, что он соединил, в некой своеобразной редакции, черты русской архитектуры 15-16 вв, с теми общерусскими архитектурными идеями, которые были рождены эпохой «Слово о полку Игореве», эпохой героической национально-освободительной борьбы, которая уже после монгольского нашествия возродилась для новой жизни в освободительной и объединительной борьбе Московского государства и далее России.
Загрузка страницы: ...