ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМОВ
Сайт главного архитектора «АХМДМ» Никитина Константина Валерьевича
Контакты: тел. главного архитектора: 8-916-450-04-39, e-mail: arhmaster@yandex.ru

Проект храмового комплекса во имя Всех Святых в Мытищах

Пояснительная записка.


Характер участка

Проектируемый храмовый комплекс размещается на участке земли площадью 0,225 га. Участок имеет форму неправильной трапеции, выходя своей западной частью ограды на ул. Силикатная. С южной (внешней) стороны, почти вплотную к участку, примыкает, ныне существующее, здание деревянного (временного) храма Всех Святых. Далее в непосредственной близости, не более 30-35 м, находится автозаправочная станция. С восточной стороны находится пустырь, покрытый дикорастущими зелеными насаждениями, тянущимися до ветки железной дороги. С северной стороны, вдоль северной границы участка, проходит, на некотором расстоянии, линия ЛЭП. К ней, со стороны АЗС, сквозь участок, проходит асфальтированная дорога – подъезд к ЛЭП. Рельеф участка строительства спокойный, преимущественно ровный, имеет небольшое плавное понижение с востока на запад, в сторону ул. Силикатной. На участке имеются зеленые насаждения не благородных пород. Территория участка свободна от каких-либо коммуникаций. В южной части имеется временная постройка, в настоящий момент выполняющая роль воскресной школы при существующем храме.

Генплан.

Проектом предусматривается: 1. Постановка храма в юго-западной части участка и с ориентацией практически строго параллельно южной секции ограды, т.е. алтарная часть «смотрит» на восток с допустимым уклоном на юго-восток. 2. Организация, путем благоустройства, кругового обхода вокруг здания для возможного проведения крестного хода, а так же соблюдая нормы пожарного объезда. 3.Устройство Святых ворот с калиткой в секции ограды в западной части участка, выходящей на ул. Силикатная. 4. Территория, расположенная к востоку от здания храма, за организованной парковкой на 25 авто, решается в виде парковой зоны с зелеными насаждениями, дорожками, цветниками и клумбами. Здесь же предполагается разместить площадку для детей прихожан. В углу участка на северо-западе будет располагаться здание дома причта – параллельно северной секции ограды. 5. Всю территорию участка, за исключением «зеленой зоны» предполагается замостить брусчаткой или плиткой. Сквозная дорога и автостоянка предполагается с асфальтовым покрытием.

Храм.

Проектируемый храм во имя «Всех Святых» представляет собой, окружённый галереями, крестово-купольный храм, рассчитанный более чем на 200 прихожан. В основу архитектурного образа храма положено особое направление развития древнерусской архитектуры конца 12 - начала 13 веков, когда, ещё не составляя общерусского архитектурного стиля, все древнерусские школы зодчества (в той или иной степени), почти единовременно, перешли от статичных монументальных форм 12 века к башнеобразным, динамичным композициям построения объема, с насыщенными декором фасадами. Впоследствии этот период, это направление развития русского зодчества было названо Ворониным Н.Н. «Героической архитектурой» эпохи «Слова о полку Игореве», лебединой песней архитектуры домонгольской Руси. Именно это направление подхватила, собиратель русских земель - Москва, что воплотилось в создании ряда белокаменных храмов с башнеобразной композицией объема, горкой закомар-кокошников, в завершении увенчанных гордо вскинутой единственной главой на специальном постаменте. Одним из таких сооружений является Спасский собор Андроникова монастыря, построенный в Москве в первой трети 15 в. Очевидно что он был не единственным подобным сооружением, так как сохранившиеся образцы раннемосковской архитектуры и ряд мнений исследователей этого периода говорят о том, что это была основная линия развития храма на территории Московского великого княжества, планомерно превращающегося в централизованное Русское государство.
Итак проектируемый храм имеет в основе, квадратный в плане, объём 10 на 10 м (по внешнему промеру), перекрытый системой сводов (без внутренних опорных столбов), характерной для псковской архитектуры 14-16 вв. Cо всех сторон он окружён равноотнесенными от стен главного объема, галереями, которые с восточной стороны призваны увеличить площадь алтарной части, имеющей снаружи плавный трехлопастной абрис алтарной апсиды. С остальных сторон, галереи, по средством больших арочных проемов, раскрыты в интерьер основного объема и, таким образом, увеличивают площадь молельного зала. При этом, в плане храм увеличивается до размеров 17 Х 23 м приблизительно. Храм имеет уровень хор, расположенный над западной галереей. Попасть на хоры можно по Г-образной лестнице, расположенной в небольшом притворе, примыкающем к западной галерее, высота которого существенно ниже чем высота галереи. Над ним поднимается пристенная звонница с тремя пролетами и небольшим набором колоколов. Звон осуществляется при помощи как «механического звонаря» так и человека, ибо звонница обладает полноценным ярусом звона и площадкой звонаря, попасть на которую можно по лестнице стремянке с уровня хор. Завершается звонница стилизованным трехлопастным покрытием с крестом, повторяя мотив завершения основного объема. Основной же объём поднимается и над галереями и над алтарной частью. Его динамика и главенство в общей гармонии масс усилена трехлопастным завершением фасадов, в отличие от – позакомарного, более статичного завершения галерей. Венчается он высоким барабаном на специальном постаменте, окруженном ярусом закомар, повторяющим подобное завершение фасадов основного объема, также с килевидным завершением, но более выраженным.
Таким образом храм представляет собой тип удлинённого, башнеобразного здания, где массы нарастают равномерно, от притворов и галерей через декоративный постамент к вытянутому барабану и куполу. Форме центральных закомар основного объема и постамента придана более выразительная килевидность, чем закомарам центральных прясел, находящихся ниже, притворов и галерей. При этом угловые закомары вообще оставлены циркульными. Такой прием помогает плавному, ненавящевому нарастанию динамики от более статичного «низа» к более экспрессивному «верху», не доводя при этом саму динамику до логического предела. Своим ступенчатым, нарастающим объемом, проектируемый храм напоминает Спасский собор в Полоцке зодчего Иоанна и псковский собор Троицы (оба второй половины-конца 12 века), но его башнеобразность усилена подъёмом здания на выраженном цоколе с небольшим каскадом лестниц перед входными порталами . Его декоративный верх с ярусами закомар как бы видоизменяет композицию Черниговского храма Пятницы нач. 13 века, и шире, храмов чернигово-северского круга начала 13 века. Однако фасады лишены чрезмерной экспрессивной динамики как чернигово-северские или смоленский храмы. Вместо пучковых, многообломных и сложнопрофилированных пилястр здесь применены обыкновенные плоские лопатки. Многоступенчатость перспективных порталов и разнообразные элементы декора из резного камня, полуколонки с капителями и базами, сложнопрофилированные карнизы, сочные фризы, декорированные резьбой, можно отнести к архитектурным приемам раннемосковсковского зодчества, которое во многом, продолжая «эстафету» эволюции владимиро-суздальской школы, выработало самостоятельный архитектурный стиль, являвшийся своеобразной квинтэссенцией развития домонгольской русской архитектуры. Можно так же добавить, что Серпуховская земля, являющаяся частью «ядра» Великого Московского Княжества, как никакая другая, подходит для воплощения в жизнь храмов с ярко-выраженными чертами раннемосковской архитектуры.
Подводя итог обзору идейного образа и истоков архитектуры проектируемого храма, необходимо отметить, что он соединил, в некой своеобразной редакции, черты раннемосковской архитектуры с теми общерусскими архитектурными идеями, которые были рождены эпохой «Слово о полку Игореве», эпохой героической национально-освободительной борьбы, которая уже после монгольского нашествия возродилась для новой жизни в освободительной и объединительной борьбе Москвы и далее России.
В техническом плане храм будет выполнен из полнотелого кирпича, толщина стен 0,77 м. Фундамент – монолитная ж/б плита. Своды, перекрытия и лестницы также, монолитные ж/б. Конструкции кровли металлические, со сплошной деревянной обрешеткой и покрытием из оцинкованной стали с полимерным покрытием, с цветом по каталогу RAL, имитирующим потемневшую медь. Фасады будут облицованы материалом имитирующим натуральный известняк, с выполнением всей фасадной декорации из этого же материала. Столярка из дерева хвойных пород, скобянка латунная. Храмовый крест стальной с покрытием сусальным золотом. На северном фасаде имеется подъемник для инвалидов.

Главный архитектор Никитин К. В.
Загрузка страницы: ...